Главная Статьи и новости Договор проката легковых автомашин
Договор проката легковых автомашин

Прокат автомобиля договор

Договор проката легковых автомашин

Кандидат юридических наук О. А. Красавчиков

Правовой институт проката легковых автомашин является новым в советском гражданском праве. Время его становления датируется 1959 г. За истекший период правовое регулирование проката сложилось в качестве единого правового института, одной из особенностей которого является то, что он состоит в основной своей массе из республиканского нормативного материала.

Союзные республики по-разному подошли к решению вопроса о том, какой орган власти или управления компетентен осуществлять правовое регулирование отношений по прокату легковых автомашин. Большинство союзных республик пошло по пути предоставления такого права министерствам автомобильного транспорта и шоссейных дорог республики (РСФСР, Туркменская ССР, Латвийская ССР и некоторые другие союзные республики). Иначе этот вопрос был решен в Армянской ССР. Здесь Правила пользования легковыми автомобилями на условиях проката (без шоферов) были утверждены Советом Министров республики.

Следует отметить, что наряду с актами республиканского значения в отдельных областях и городах различных союзных республик были изданы местными органами власти и управления свои «особые» правила проката легковых автомашин (Кировская область, Одесская область, г. Москва и др.).

Отмеченные различия актов, регулирующих отношения по прокату легковых автомашин, не внесли особых расхождений в республиканские нормы права. Общим является порядок заключения договора проката, порядок выдачи автомашин и др. Вместе с тем нельзя не видеть и некоторых расхождений в решении вопросов ответственности абонента за вред, причиненный третьим лицам, о чем будет сказано ниже.

Договор проката легковых автомобилей (без шоферов) можно определить как такой гражданско-правовой договор, в силу которого одна сторона (автохозяйство) передает другой стороне (абоненту) за вознаграждение во временное краткосрочное пользование и техническое управление легковую автомашину.

Договор проката легкового автомобиля может быть заключен не с любым гражданином, а только с лицом, имеющим удостоверение на право пользования машиной на условиях проката и удостоверение на право управления автомашиной. Все Правила проката категорически запрещают передачу абонентом управления машиной другому лицу. До заключения отдельных договоров проката между автохозяйством и абонентом устанавливаются абонентские отношения. При установлении этих отношений абонент должен предъявить документы, подтверждающие его права «а управление автомашиной, а при первом получении автомашины на прокатном пункте может быть проверен в умении управлять автомашиной.

На каждого абонента автохозяйство заводит учетную карточку, в которой фиксируются основные данные об абоненте (фамилия, имя, отчество, место работы, домашний адрес, номера документов). В силу установления абонентских отношений, автохозяйство выдает контрагенту удостоверение на право пользования легковым автомобилем на условиях проката.

Аренда микроавтобуса, прокат микроавтобуса

При заключении договора абонент выдает (подписывает) типовое «Обязательство» автохозяйству, в котором зафиксированы права и обязанности сторон по договору. Если проверка соответствующих документов при заключении договора представляется обоснованной (например, в силу допущенного нарушения абонент мог быть органами ГАУ лишен водительских прав), то заключение договора вряд ли требует каждый раз выдачи «Обязательства» абонентом своему контрагенту по договору. Автохозяйство обязано передать абоненту автомобиль в технически исправном состоянии, заправленный необходимыми горюче-смазочными материалами, с набором технического инструмента.

Обязанности абонента по кругу юридических действий, которые он должен совершить в порядке исполнения договора, значительно шире. Абонент должен: а) при заключении договора — предъявить необходимые документы и внести соответствующий аванс; б) при приемке автомашины — лично ее осмотреть и о всех обнаруженных неисправностях заявить автохозяйству; в) при пользовании автомашиной: 1) иметь при себе все необходимые документы, включая прокатный лист, который служит документом, подтверждающим право абонента на пользование конкретной автомашиной в течение срока договора; 2) строго соблюдать Правила движения по улицам и дорогам СССР и Правила технической эксплуатации автомашины, обеспечивая при этом своевременное осуществление технического обслуживания; 3) содержать машину в исправном состоянии и чистоте; г) по истечении срока проката вернуть машину в технически исправном состоянии контрагенту я произвести с ним расчет по прокатной плате.

Республиканские Правила проката легковых автомашин запрещают абоненту совершение ряда действий во время пользования и управления автомашиной. В частности, ст. 17 Правил проката РСФСР запрещает абоненту: управлять автомобилем в нетрезвом состоянии; передавать управление другому лицу; перевозить в автомобиле более чем положенное число пассажиров; перевозить грузы и другие предметы, пачкающие или портящие обивку машины; производить поездки по непроезжим для легкового автотранспорта дорогам; снимать эмблему «Прокат»; нарушать опломбирование спидометра и его привода. Аналогичные запреты установлены и в Правилах проката других союзных республик.

Ответственность абонента перед автохозяйством за ненадлежащее исполнение договора получила в республиканских Правилах однообразное регулирование. Абонент обязан полностью возместить по его вине причиненный автохозяйству вред, наступивший в результате повреждения (утраты) автомашины, её отдельных частей или принадлежностей.

Ответственность за вред, причиненный в процессе пользования автомашиной третьим лицам, в различных союзных республиках регулируется не одинаково: все республиканские Правила проката предусматривают ответственность абонента перед третьими лицами, но устанавливают различные ее пределы. В решении этого вопроса наметились две основные линии. Наиболее распространенной является следующая формула ответственности абонента: «Абонент несет полную материальную и уголовную ответственность за увечье граждан и другие последствия, вызванные по его вине источником повышенной опасности». Эта формула закреплена в Правилах проката РСФСР, Таджикской ССР, Армянской ССР и некоторых других союзных республик.

В Правилах проката Латвийской ССР записано: «В соответствии сост. 403 ГК РСФСР абонент несет ответственность перед предприятиями, учреждениями, организациями и лицами за ущерб, причиненный им при эксплуатации автомобиля». Ссылка на ст. 403 ГК РСФСР не только говорит о «виновном» пределе ответственности, но и об исключении абонента из числа владельцев источника повышенной опасности со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Нельзя также не обратить внимания, что Правила проката Латвийской ССР оставляют открытым вопрос относительно возможности обращения потерпевших е исками к автохозяйствам, выдавшим машины на прокат.

Однако не все Правила проката исходят из положения об ответственности абонента только за виновное причинение вреда. Так, Типовым договором проката, утвержденным Московским городским Советом, установлено: «С момента получения автомобиля в пользование (на прокат) и до возвращения его в автохозяйство абонент является владельцем источника повышенной опасности и использует ело по своему усмотрению в пределах, предусмотренных настоящим договором. Абонент несет гражданскую ответственность перед третьими лицами (организациями, отдельными гражданами) за ущерб, причиненный им при пользовании автомобилем». Не менее четко вопрос о субъекте и пределах ответственности в случаях причинения вреда во время проката автомобиля решен в Правилах проката УССР, в которых говорится: «Абонент несет уголовную ответственность за причиненные по его вине увечья гражданам и полную материальную ответственность перед потерпевшим в порядке ст. 404 Г К УССР».

Прежде всего следует обратить внимание на то, что безотносительно к пределам и субъекту ответственности за вред, причиненный третьим лицам, из формулы ответственности должно быть исключено указание на то, что абонент «несет полную материальную ответственность». Причинение вреда источником повышенной опасности (независимо от того, кто и в каких пределах отвечает) никогда не вызывало и не может вызывать материальной ответственности в силу того, что данный вид ответственности может иметь место лишь в сфере трудовых отношений. Поскольку причинение вреда источником повышенной опасности является именно гражданско-правовым нарушением, постольку и речь должна идти не о материальной, но об имущественной ответственности.

Аренда микроавтобуса, прокат микроавтобуса

Во-вторых, в решении вопроса о субъекте и пределах ответственности по рассматриваемого рода случаям следует учитывать специфику договорных отношений, складывающихся между автохозяйством и абонентом. Последний получает источник повышенной опасности не только в пользование, но и техническое управление (квалифицированное владение); абонент не только может, но и сам лично обязан управлять автомашиной, поскольку он вступил в договор с автохозяйством. Передача управления машиной другим лицам категорически воспрещена. А поскольку техническое управление автомашиной в целях ее использования в своих интересах является именно квалифицированным владением, то нет никаких оснований к исключению абонента из числа владельцев источника повышенной опасности.

Представляется правильным следующее решение вопроса в случаях невиновного причинения вреда третьим лицам: обязанность возмещения вреда, должна солидарно возлагаться на обоих контрагентов договора проката. Такое решение вопроса оправдано прежде всего с точки зрения интересов потерпевшего. Что же касается практической стороны дела, то, как показывает практика органов ГАИ, суда и арбитража по автоаварийным делам, «химически чистые» случаи невиновного причинения вреда являются весьма редким явлением. Наступление вредоносных последствий в случаях автомобильных аварий с субъективной стороны, как правило, предопределено либо виной водителя, либо умыслом или грубой неосторожностью самого потерпевшего.

Специфика объекта договора проката такова, что упущения одной из сторон договора (в частности, автохозяйства) могут послужить причиной вредоносных действий другой стороны. Речь идет в данном случае о материально-технических неисправностях автомашины. Представляется, что если причинение вреда третьим лицам во время эксплуатации автомашины вызвано ее технической неисправностью, то обязанность возмещения соответствующего вреда должна быть возложена на ту из сторон договора, по вине которой указанная неисправность имела место. При этом предполагается, что обнаружение абонентом в процессе эксплуатации автомашины технической неисправности, которая угрожает безопасности движения, требует от него незамедлительной приостановки пользования машиной впредь до устранения соответствующих дефектов. Невыполнение этой обязанности должно влечь за собой наступление невыгодных для абонента последствий, заключающихся в возложении обязанности самостоятельного возмещения всего причиненного третьим лицам вреда в порядке ст. 90 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.

На совещании по обсуждению проектов ГК и ГПК РСФСР в мае 1962 г. правильно указывалось на необходимость обогащения проекта ГК рядом новых правовых институтов, в том числе нормами права, регулирующими отношения по прокату автомашин.

Законодательство о прокате автомашин, должно, по нашему мнению, слагаться из двух основных подразделений:

1) Наиболее важные и принципиальные положения относительно договора проката автомашин должны найти место в Гражданском кодексе. В статьях, посвященных договору проката легковых автомашин, следует изложить: определение договора; обязанности сторон по договору; ответственность сторон.

Эти статьи целесообразно поместить в разделе, посвященном имущественному найму.
2) Все иные постановления организационного, платежного, технического и иного аналогичного порядка должны регулироваться в обстоятельных Правилах проката, утверждаемых соответствующими республиканскими органами управления. Было бы желательно, чтобы эти Правила утверждались Советами Министров союзных республик.

Аренда микроавтобуса, прокат микроавтобуса. Аренда автомобилей, прокат автомобилей. Прокат, аренда микроавтобусов и легковых автомобилей в Минске. Прокат микроавтобусов в Минске, аренда микроавтобуcов в Минске. Прокат атомобиля в Минске, аренда автомобиля в Минске. Прокат авто в Минске, аренда авто в Минске.

По материалам сети интернет

 

 

.